Таможенная политика Республики Беларусь, ее финансовые аспекты в современных условиях
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
1 ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА И ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Понятие «таможенная политика» в законодательстве Республики Беларусь. Цели, задачи и функции таможенной политики
1.2 Органы государственной власти, осуществляющие таможенное регулирование ВЭД в Республике Беларусь
2 ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Специфика и классификация таможенных пошлин. Ставки таможенных пошлин и порядок их исчисления
2.2 Доходы от внешнеэкономической деятельности в составе республиканского бюджета
2.3 Влияние таможенных пошлин на эффективность национальной экономики
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛАРУСИ
3.1 Приоритеты таможенной политики 2011-2013 годах
3.2 Направления развития таможенной политики Беларуси со странами СНГ и Россией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Ввведение:
Современный этап развития нашего общества, полный сложностей и противоречий, ставит перед отечественными экономистами и правоведами задачи не только научного анализа проблем в международной сфере, но и — что особенно важно — разработки теоретических положений, содействующих наиболее верному решению важных экономических, правовых и политических проблем. Одной из них является проблема тарифного регулирования внешней торговли.
Способствовать интегрированию белорусской экономики в мировое хозяйство призвана таможенная политика Республики Беларусь. Как составная часть внешней политики, таможенная политика служит в современных условиях целям обеспечения и реализации внешнеэкономических задач и интересов страны, является одним из активных средств в осуществлении ее внешнеэкономической деятельности. Только продуманная и сбалансированная таможенная политика страны может оградить национальную экономику от развала, способствовать созданию условий для ее оживления, оздоровления и последующего подъема.
Таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в свете переговоров о вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей.
Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.
Средства таможенного регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредст¬венно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добро¬вольные» ограничения экспорта и т. д.).
Наиболее распространенными средствами служат та¬моженные тарифы, целями использования которых явля¬ются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирова-ние внешнеторговых потоков (более типично для раз¬витых государств) или защита национальных произво¬дителей (главным образом в трудоемких отраслях).
В последние годы внимание многих исследователей приковано к изучению опыта тарифного регулирования за рубежом, однако, активный перенос в структуру внешнеэкономической деятельности Беларуси элементов западной системы таможенно-тарифного регулирования, к сожалению, пока не сопровождается взвешенной оценкой специфики белорусской реальности.
На сегодняшний момент выявилась неопределенность в некоторых направлениях модернизации системы таможенно-тарифного регулирования, и в частности, отсутствие теоретической проработки стратегических и тактических проблем таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Разработка направлений совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования ВЭД в Республике Беларусь с учетом международных требований ВТО, в качестве самостоятельной проблемы в современной белорусской науке пока не распро¬странена как предмет исследования.
Вышесказанным и определилась актуальность темы дипломной работы «Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли Республики Беларусь».
Настоящая работа, в известной мере, призвана восполнить пробелы, имеющие место в отечественной таможенной политике, с целью модернизации экономических и правовых процессов таможенного регулирования ВЭД для дальнейшей инте¬грации белорусской экономики в систему мировых хозяйственных связей.
Объектом исследования является таможенная политика.
Предметом исследования является таможенная пошлина Беларуси.
Цель дипломной работы – исследование таможенной политики Республики Беларусь и ее финансовых аспектов в современных условиях.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- изучение и анализ литературы по теме дипломной работы;
- рассмотрение теоретических основ таможенной политики и тарифного регулирования;
- исследование таможенной пошлины как инструмента реализации таможенной политик;
- разработка мер совершенствования системы таможенных пошлин.
Теоретическую основу исследования образуют основные положения о таможенном регулировании, в том числе и рациональные идеи отечественных и зарубежных авторов в области таможенного дела и международных отношений, с целью совершенствова¬ния системы таможенно-тарифного регулирования в Республике Беларусь.
Функция сбора налогов закреплена за специальными государственными органами, к числу которых относится и таможенная служба. Объем вклада таможенных органов в пополнение государственного бюджета зависит от состояния национальной экономики, принципов формирования национального бюджета, полномочий, данных этим органам и закрепленных в национальном законодательстве.
Таможенное право Республики Беларусь — одна из молодых и динамично развивающихся отраслей национального права. В подтверждение достаточно напомнить, что за относительно короткий период в республике принято два таможенных кодекса и объективно существуют предпосылки для начала подготовки к разработке третьей, новой редакции или внесению значительных изменений в существующую редакцию.