Дипломные, курсовые и контрольные работы

+375 29 773 33 93

+375 29 607 64 27

Значение эмпатии в деятельности педагога

Номер: 1008
Цена: 20 руб.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ “ЭМПАТИЯ»
1.1 Генезис понятия «эмпатия»
1.2 Понятие педагогической эмпатии
1.3 Профессиональный статус педагога
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПАТИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
2.1 Экспериментальная часть исследования
2.2 Эмпирическое  исследование
2.3 Анализ результатов исследования
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Ввведение:

В условиях дефицита теплоты человеческих отношений, резких негативных изменений социально-экономической структуры общества не только перед молодежью, но и перед людьми более старшего поколения встает проблема одиночества, непонятости, неразделенности. Отсутствие понимания, сопереживания и сочувствия толкает людей на поиски выхода из создавшейся ситуации. Иногда этим решением бывает уход в призрачную реальность: наркомания, преступность, попытки суицида.

Закономерно возникает вопрос об истоках такой отчужденности, холодного безразличия, о причинах исчезновения доброго эмоционального отношения людей друг к другу.

В связи с этим проблема эмпатии как проблема сочувствия и сопереживания становится актуальной для нашего времени и общества (Т.П. Гаврило-ва, 1974; Л.П. Стрелкова, 1978; Г.М. Бреслав, 1984; А.В. Запорожец, 1984; О.И. Никифорова, 1986). Способность к эмпатии понимается в психологии как эмоциональная отзывчивость и внимание к другим людям, их горестям и радостям. Эмпатия проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям. Такое отношение к людям подразумевает развитие гуманистических ценностей личности, без чего невозможна ее полная самореализация. По мере того, как личность все глубже познает себя, свою уникальность, она становится более чувствительной и способной принять уникальность и индивидуальность других. Поэтому развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из ведущих его признаков. (К. Роджерс, Э. Фромм, Д. Келли, А. Адлер, А. Маслоу).

Развитие эмпатии является важной психологической и социальной проблемой, от решения которой зависит развитие творческой и гуманистической основы человека на пороге третьего тысячелетия. Наличие эмпатии оказывает глубокое воздействие на общее развитие личности: развивается эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, повышаются адаптивные и коммуникативные возможности, человек становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Теоретический анализ основных направлений в изучении эмпатии позволил выделить следующие:

Представители первого направления А. Смит (1759), Г. Спенсер (1870), А. Шопенгауэр (1840), Р. Шелер (1843) рассматривали эмпатию как регулятор взаимоотношений между людьми в обществе, придавая эмпатии значение нравственности. Они говорили об эмпатии (они называли ее симпатией) как о свойстве человеческой души, придавая симпатии этическую направленность.

В немецкой философии и эстетике Т. Липпса, Р. Фишера, И. Фолькельта, и К. Грооса понятие симпатии приобретает специфический вид познания «вчувствования» сущности предмета или объекта.

Третье направление представлено американскими практическими психологами Мак Дауголлом (1889), Р. Ашем (1920), Г. Оллпортом (1924), которые рассматривали эмпатию на уровне инстинкта и рефлекса. Тем самым они не учитывали многообразие социальных ситуаций и различные формы сложного реагирования на них человека.

Работы по изучению эмпатии, ее развития, проведенные в последующие годы, ассимилируют значения, полученные при исследовании феномена эмпатии и ее уникального механизма — идентификации: развитие креативности (М. Чехов, 1970; Г.Г. Нейгауз, 1975; А.П. Мейерхольд, 1983; К.С. Станиславский, 1989; Е.Я. Басин, 1996), снятие и нивелирование негативных проявлений в формировании и развитии эмоциональной сферы дошкольников (Г.М. Бреслав, 1984; А.В. Запорожец, 1984; Л.П. Стрелкова, 1987), развитие профессиональных качеств в области психотерапии и консультирования, психолого-педагогической деятельности (К. Роджерс, 1994; А. Айви и М. Айви,1995; Д. Сандлер, К. Дэр, А. Холдер, 1995; И. и М. Польстеры, 1997; П. Холмс и М. Кар, 1997).

Проблемы развития эмоциональной отзывчивости рассматриваются в различных аспектах в трудах Б.М. Теплова, В.В. Медушевского, В.И. Петру-шина, Е.В. Назайкинского и др. Однако в настоящее время остается малоизученным вопрос о значении эмпатии в деятельности педагога. Все виды педагогической деятельности обеспечивают развитие эмпатии. Их особенности и тесная взаимосвязь усиливают динамику ее развития.

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить значение эмпатии в деятельности педагога. Под развитием эмпатии мы понимаем способность к децентрации, то есть умение встать на позицию другого и с этой позиции осуществлять действия и поступки; способность к идентификации себя с другими людьми и их проблемами.

Объект исследования — развитие  компонентов эмпатии в деятельности педагога.

Предмет исследования — средства педагогической деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить психологическую сущность эмпатии.

2. Определить виды эмпатии.

3. Выявить и изучить факторы, влияющие на развитие эмпатии.

4. Рассмотреть значение эмпатии в деятельности педагогов.

5. Разработать рекомендации.

Методологической основой иссследования явились теоретические положения отечественных психологов. Во-первых, исследование опиралось на деятельностный подход. (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, B.C. Мерлин). Во-вторых, использовался принцип детерминизма (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, И.А. Джидарьян), который понимается в психологии «как закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов». Другой принцип — диалектический, позволяющий рассматривать эмпа-тию и процесс ее развития в единстве внутреннего и внешнего, социального, индивидуального, физического и психического. В-третьих, исследование опиралось на системный подход (Б.Ф. Ломов, Э.А. Голубева), в контексте которого эмпатия рассматривается в рамках основных признаков системности: целостности и динамичности.

Методы исследования: теоретический анализ психологических, психолого-педагогических проблем эмпатии, наблюдение, формирующий эксперимент.

Научная новизна: впервые в исследовании поднимается вопрос о значении эмпатии в деятельности педагога. Обладая уникальным и специфическим языком, она регулирует и динамизирует процесс эмоциональной отзывчивости, обостренности восприятия, осуществляет познавательную и креативную функции, тем самым, способствуя познанию и принятию себя и других людей.

База исследования: педагоги школы №13.

Дополнительная информация:

Количество страниц:37
Количество использованных источников: 24
Количество таблиц: 5
Количество приложений: 2

Купить работу

Почему у нас выгодно заказывать?

  • Мы сопровождаем и консультируем студента до самой защиты
  • На все виды работ есть своя система скидок: Скидка 5% при: заказе нескольких работ, при повторном заказе, приведение друга. Скидка 10%: за каждую 10-ую работу, для группы от 10 человек
  • Мы оказываем свои услуги официально зарегистрированным юридическим лицом.
  • Наш штат состоит из высококвалифицированных и опытных специалистов по всем дисциплинам
  • Мы выполняем даже самые "горящие" работы в предельно сжатые сроки
Работы на заказ

Наши авторы используют только самую современную и актуальную научную и учебную литературу для написания работ. Подробнее

Готовые работы

Мы предлагаем готовые работы рефераты, эссе, задачи, выполненные командой наших специалистов и защищенные на хорошие и отличные оценки. Подробнее

+375 29 773 33 93

+375 29 607 64 27

kursachi+375296076427