Дипломные, курсовые и контрольные работы

+375 29 773 33 93

+375 29 607 64 27

Типичные трудности учебной деятельности младших школьников

Номер: 243
Цена: 15 руб.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    1.1. Трудности в обучении младших школьников
    1.2. Подходы к определению понятия «адаптация»
    1.3. Причины дезадаптации и пути её решения
    1.4. Мотивационная сфера, её виды
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    2.1. Описание процедуры исследования
    2.2. Обсуждение результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ввведение:

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае (т.е. диагностировать трудности в учебной деятельности) и уметь или устранить их, или корригировать последствия.

Все дети младшего школьного возраста в первом классе испытывают трудности адаптации. Они напряжены не только физически, но и психологически. У некоторых появляются вялость, плаксивость, нарушается сон и аппетит, другие перевозбуждаются, становятся раздражительными и вспыльчивыми. Все они утомляются из-за перегрузок, которые испытывают в школе. А утомление приводит к срывам в поведении, к капризам. В относительно благоприятных условиях обучения психологическая напряженность обычно начинает уменьшаться через 1,5-2 месяца. В более жестких условиях она сохраняется, вызывая побочные эффекты как в психологическом, так и соматическом планах. Ухудшается здоровье детей, их общее самочувствие, что в отдельных случаях приводит к неврозам, школьной дезадаптации.

Особое место в адаптации ребёнка занимает стиль общения в семье, характер сложившихся отношений между школьником и родителями. Поддержка, понимание трудностей, с которыми столкнулся ребёнок, приводит к более быстрой адаптациии в сложившейся ситуации.

В зависимости от позиции родителей на новую ведущую деятельность младшего школьника складывается взгляд ребёнка на школу, обучение.

Задолго до прихода в школу, ещё в детском саду, складывается   мотивация обучения, т.е. для чего, с какой целью ребёнок пойдёт в школу.

Никакое эффективное педагогическое взаимодействие с ребенком невозможно без учета особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями школьников могут стоять совершенно различные причины, иными словами, побудительные источники этих действий, их мотивация может быть абсолютно разной. Под мотивом следует понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать потребности, идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности. Очевидное влияние на успешность учебной деятельности и адаптации оказывает сила мотивации и ее структура.

Выделяют мотивацию достижения успеха, социальную, познавательную, престижную мотивации.

Из выше сказанного можно  предположить, что мотивация взаимосвязана с адаптацией и тем, насколько успешно она пройдёт.

Таким образом, основная цель нашего исследования – выявление взаимосвязи между адаптацией и сформированностью познавательной мотивации. 

В связи с поставленной целью нами была выдвинута гипотеза: адаптация младшего школьника к учебной деятельности зависит от сформированности познавательной мотивации.

В своей работе мы ставим слеующие задачи:

1. Изучение и анализ психологической литературы по теме;

2. Подбор методик и проведение исследования по теме курсовой работы;

3. Изучение взаимосвязи адаптации и познавательной мотивации младшего школьника.

В соответствии с поставленными задачами использовались следующие методы:

- теоретический анализ литературных источников;

- экспериментальное исследование(методики по изучению мотивации и адаптации);

- количественный и качественный анализ данных исследования.

Метод экспериментального исследования мы реализовали при помощи следующих методик:

1. «Изучение адаптации ребёнка к школе»;

2. «Лесенка побуждений» (2 вида мотивов – социальные и познавательные).

Объектом исследования является личностная и интеллектуальная готовность младшего школьника к учебной деятельности.

Предметы исследования – адаптация, мотивация.

Трудности обучения в школе часто являются причиной резкого снижения учебной мотивации, школьной дезадаптации и возникающих в связи с этим отклонений в поведении. Трудности обучения проявляются в специфической неспособности усвоения школьных знаний, умений, навыков. Исследования в области трудностей учебной деятельности школьников на начальном этапе выделяют множество причин неготовности детей.

Проблема трудностей в учебной деятельности интересует педагогов и психологов. Педагоги рассматривают эту проблему с точки зрения успешности взаимодействия учителя и ученика, а также место каждого в учебной деятельности. Особое место – компетентности учителей и их помощь в адаптации школьникам.

В психологии же рассматривается эта проблема в трёх аспектах – личностная, интеллектуальная(включая познавательную) и социально-психологическая готовность. Так как некоторые учёные считают понятия «трудность», «неготовность» синонимами, то и мы будем в нашей работе придерживаться этой точки зрения.

Причины трудностей учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость; негативные взаимо- отношения с одноклассниками и учителем.

В диагностике Ю.З. Гильбуха (психолог) отмечается, что социальные и психофизиологические причины общего отставания в учении определяются и выделяются учителями гораздо лучше, чем психологические. Именно поэтому в данной работе рассматриваются психологические причины трудностей как менее изученные в литературе.

Проблема взаимосвязи мотивационной сферы и адаптации ребёнка отражается в литературных трудах крайне мало. В связи с этим дальнейшая разработка проблемы и интенсивное накопление сведений в указанной области- чрезвычайно актуально.

Научная новизна нашего исследования состоит в том, что впервые исследована взаимосвязь познавательных мотивов школьника и успешностью его адаптации к учебной деятельности. Показано, что познавательные мотивы не играют такой определяющей роли в адаптационной процессе, как нами предполагалось в начале исследования. Установлено, что социальные мотивы имеют для младших школьников гораздо большее значение.

Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что они могут быть использованы при организации обучения в начальной школе, а так же при проведении психокоррекционных и психопрофилактических занятий с младшими школьниками.

Структура и объём курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав и выводов по каждой главе, заключения и списка литературы, включающего  39  наименований. Объём основного текста составляет 33 страницы.

Дополнительная информация:

Количество страниц:32
Количество использованных источников: 39
Количество таблиц: 1

Купить работу

Почему у нас выгодно заказывать?

  • У нас самые низкие цены среди конкурентов
  • Мы выполняем даже самые "горящие" работы в предельно сжатые сроки
  • Наш штат состоит из высококвалифицированных и опытных специалистов по всем дисциплинам
  • Мы сопровождаем и консультируем студента до самой защиты
  • На все виды работ есть своя система скидок: Скидка 5% при: заказе нескольких работ, при повторном заказе, приведение друга. Скидка 10%: за каждую 10-ую работу, для группы от 10 человек
Работы на заказ

Наши авторы используют только самую современную и актуальную научную и учебную литературу для написания работ. Подробнее

Готовые работы

Мы предлагаем готовые работы рефераты, эссе, задачи, выполненные командой наших специалистов и защищенные на хорошие и отличные оценки. Подробнее

+375 29 773 33 93

+375 29 607 64 27

kursachi+375296076427