Агрессивность подростков и пути ее профилактики
Содержание:
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АГРЕСИИ И АГРЕССИВНОСТИ
- 1.1. Понятия «агрессии» и «агрессивности», их особенности в подростковом возрасте
- 2. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ
- 2.1. Специфика агрессивности у подростков, методы ее профилактики и коррекции
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ввведение:
Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии и педагогики.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилось количество преступлений среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения молодых людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.
Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к единым выводам не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы как: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.
Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.
Цель настоящей работы дать по возможности полную характеристику агрессии в подростковом возрасте и показать методы и средства профилактики и коррекции агрессивности среди подростков.
Объектом исследования является агрессивность.
Предмет исследования – комплекс психологических и педагогических средств, позволяющих определить причины возникновения агрессивности и способствующих профилактике агрессивного поведения у подростков.
Методы исследования:
1) изучение по литературным источникам исследований в области педагогической психологии, проблемы агрессивности подростков;
2) анализ современных теорий в области изучения агрессивности.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- Дать определение понятиям «агрессия» и «агрессивность»;
- Выяснить причины возникновения и механизм действия агрессии у подростков;
- Определить основные особенности подросткового возраста и их влияние на появление агрессивного поведения;
- Выявить факторы, влияющие на подростковую агрессию;
- Предложить технологии и методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков.