Технология ТРИЗ как средство творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ
1.1. Сущность и критерии творческой активности детей дошкольного возраста
1.2. Значение технологии ТРИЗ для активности дошкольников
2. УСЛОВИЯ ФРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ
2.1. Выявление особенностей и уровней проявления творческой активности у детей 5-6 лет
2.2. Использование элементов технологии ТРИЗ для формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Ввведение:
Проблема развития творческих способностей в том, что это - целостным процессом идейно-эмоционального развития личности, органически связанного с умственным, нравственным, трудовым и физическим воспитанием.
Актуальность изучения человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развит
я - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования, особенно к подготовке детей к школе.
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.
Именно технология ТРИЗ является уникальным средством развития творческих способностей детей. Ведь решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии, использования новых методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
Цель данного исследования - особенности развития творческих способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности по технологии ТРИЗ воспитателей детских садов и родителей.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
- Выявление сущности и критериев творческих способностей на основе анализа литературы.
- Определение значения технологии ТРИЗ для формирования условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.
- Раскрытие особенностей и уровней проявления творческой активности у детей 5-6 лет.
- Использование элементов технологии ТРИЗ для формирования творческой активности у дошкольников.
- Выявление эффективности форм, методов и приемов развития творческих способностей на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта.
Объектом исследования данной курсовой работы является процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
Предметом исследования является технология ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
В данной курсовой работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования:
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
2. Диагностика творческих способностей детей.
3. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческих способностей детей.
База исследования Детский сад №45 «Малышок».