Малый бизнес Республики Беларусь
Содержание:
Введение
1. Сущность предпринимательства и малого бизнеса
1.1. Понятие предпринимательства и малого бизнеса
1.2. Факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе
1.3. Виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе
1.4. Источники финансовых ресурсов для малого бизнеса
2. Оценка эффективности малого бизнеса в Республике Беларусь
2.1. Анализ состояния предпринимательства и малого бизнеса в Республике Беларусь
2.2. Государственная поддержка развития малого бизнеса
3. Пути совершенствования развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Ввведение:
Углубление социально-экономической реформы, становление рыночных отношений в Беларуси настоятельно требуют развития предпринимательской инициативы, предполагающей адекватность организационных структур, формирование новых субъектов рынка.
Научные публикации и статьи, прямо или косвенно обращенные к сектору малой экономики, отражают его суть, анализируют отдельные стороны происходящих процессов, сложных и многогранных, включающих не только экономические, но и важные для общества социальные аспекты. В целом же трактуется двойственное представление о малом бизнесе. С одной стороны, широко распространена точка зрения о мелком производстве как придатке крупных компаний, не влияющем на экономические процессы в странах рынка. С другой — на примерах статистики доказывается, что сфера малого бизнеса является основанием, на котором строятся экономика даже высоко развитых государств.
Безусловно, внутренний смысл и внешнее проявление предпринимательства в историческом плане значительно модифицировались. Поэтому и за рубежом оно начинает по-настоящему получать всестороннее теоретическое обоснование, и у нас еще только становится предметом научного анализа, ранее, по сути, не проводившегося вследствие долгой несовместимости идеи свободного бизнеса с существовавшими прежде принципами хозяйствования общества.
Это относится к концептуальным разработкам основных положений теории мелкого производства, предназначения малого бизнеса в макро- и микроэкономике, его роли в социальной жизни общества как формы, максимально реализующей одно из важнейших начал человека — предпринимательскую функцию.
Вместе с этим, остается дискуссионным вопрос определения статуса малого субъекта хозяйствования в различных отраслях народного хозяйства. Практически полезным будет анализ современных тенденций в развитии предпринимательства в контексте рассмотрения сравнительных преимуществ и сочетания малых форм бизнеса с другими субъектами экономической системы, их взаимодействия и условий, необходимых для существования и воспроизводства. В наших условиях требуют теоретической аргументации некоторые вопросы реформы отношений собственности и формирования механизма активизации предпринимательства, частной инициативы, а также системы государственной поддержки малого бизнеса — важнейших предпосылок развития предпринимательской экономики.
Дальнейшее углубление рыночных реформ в республике, развитие предпринимательства, ликвидация моноукладности системы отношений собственности неизменно влекут за собой изменения социальной структуры общества. В связи с чем возникает необходимость прогноза социальных последствий проводимых преобразований. Тем более, что переходный период не характеризуется абсолютным гражданским согласием. Поэтому одним из условий развития предпринимательства, равно как и важным направлением в экономической политике государства, следует считать формирование общественного сознания, адекватного ценностям рыночных отношений, которое будет способствовать развитию деловой инициативы.
Составной частью экономики Республики Беларусь является предпринимательский сектор. Он стал интенсивно развиваться в начале 90-х годов, и это способствовало насыщению внутреннего рынка изделиями и услугами, увеличению экспортного потенциала республики, повышению занятости населения.
Предпринимательский сектор стал источником дополнительных доходов для государственного бюджета. Благодаря этому сектору складывались рыночные отношения, развивалась конкуренция.
Вместе с тем в нашей стране существует множество факторов, которые тормозят развитие предпринимательства. Наиболее существенным из них является отсутствие в государственных структурах глубокого понимания стратегического значения предпринимательства для становления и развития рыночной экономики.
Тема данной курсовой работы актуальна т.к. в настоящее время Беларусь стоит на этапе формирования рыночной экономики, что означает создание нового рынка и неизбежно сопровождается глубокими изменениями в сфере предпринимательства. В связи с этим возникает вопрос: каким путем будет идти развитие предпринимательства и с помощью каких мер государственной политики можно регулировать эту сферу деятельности.
Объектом исследования является малый бизнес.
Предметом исследования является развитие малого бизнеса в условиях рыночной экономики.
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов развития малого бизнеса, исследование малого бизнеса в Республике Беларусь, а также выявление мероприятий по совершенствованию его развития а в нашей стране.
В процессе работы проведены следующие исследования и разработки:
- изучены теоретические аспекты предпринимательства и малого бизнеса;
- проанализировано развитие малого бизнеса и предпринимательства в Республике Беларусь;
- изучены перспективы развития малого бизнеса.